тел. +7(347)284-66-09; e-mail: brgi1@mail.ru

salavat 2Утром, не смотря на пасмурную погоду, мы выехали из школы. Погода менялась всю дорогу: то накрапывал дождь, то шел снег. Но мы даже не заметили, как прошли эти три с половиной часа. Доехав до деревни Идрисово, мы поднялись на гору, чтобы посмотреть Идрисовскую пещеру (осенью 1774 года, в пещере скрывался Салават Юлаев с группой товарищей, о чем повествуют многочисленные народные предания.) Поднимались мы осторожно, потому что земля была влажной после дождя. Было удивительно, что там было тепло, хотя по дороге шел снег. Ох, как же там красиво! Все видно, как на ладони! Внизу течет река Юрюзань, кругом холмы, покрытые лесами. Насмотревшись на всю эту красоту, мы поехали дальше. Нас уже ждали в селе Аркаулово.

salavat 1После обеда мы отправились в самый известный в Башкортостане санаторий Янган-тау. Ничто не сравнится с ее красотой, замечательной природой и гостеприимством. Мы узнали, что санаторий Янган-Тау - это уникальный курорт европейского уровня, где природные лечебные факторы сочетаются с новыми технологиями, комфортным бытом, активным отдыхом и досугом. Чистый горный воздух, минеральная вода Кургазак, термальные пары и сухие горячие газы уже много лет помогает тысячам приезжающих сюда людей избавиться от недугов, укрепить свое здоровье. Мы посетили паровую и суховоздушную лечебницу, видели питьевой бювет, комфортабельные корпуса, соединенные теплыми переходами. Особенно поразил нас Морской музей «Каравелла», где представлена редкая и единственная в своем роде коллекция экспонатов, рассказывающих о многообразном живом мире океанов и морей. Обладатель этой уникальной коллекции Саматов Рауль Кимович в память о военной службе на острове Куба привез свои самые первые экспонаты. Гордостью коллекции являются нос шестиметровой рыбы-пилы (длина - 1,5 метра), которая была выловлена в Атлантическом океане. Среди пресноводных представителей сразу же бросаются в глаза голова 35-килограммового сома, выловленного в реке Ай, голова 15-килограммовой щуки, выловленной в озере Асылыкуль Давлекановского района РБ, и две великолепные пираньи из Венесуэлы. В общем, это было очень красиво, завораживающе, удивительно и интересно.

Затем мы отправились в село Малояз в историко-биографический музей, где шесть экспозиционных залов рассказывают о национальном герое башкирского народа, Салавате Юлаеве. Он был открыт в 1991 году. Гид очень увлекательно рассказала нам о судьбе поэта Салавата Юлаева. Мы увидели воочию предметы убранства башкирской юрты, одежду, орудия труда, утварь. Нам было интересно увидеть седло и саблю, по преданию, принадлежавшие Салавату. Также были представлены сохранившиеся орудия пытки, копии следственных документов. В музее есть архивные материалы о последних годах жизни Салавата Юлаева, проведенных на каторге в Рогервике, а также произведения изобразительного искусства. В музее представлены живописные картины известных башкирских художников, запечатлевших уголки природы, связанные с именем Салавата, а также варианты образа Салавата, эпизоды из его жизни. Привлекают внимание шесть бронзовых фигур, обрамляющих здание и имеющих символические названия: «Борьба», «Призыв», «Свобода», «Прощание», «Песня», «Память».

Центральное место в экспозиции занимает живописная музейная диорама «Сражение отрядов Е. И. Пугачева и С. Юлаева против корпуса И. И. Михельсона около дер. Киги у реки Ай 3 июня 1774 г. Мы предлагаем всем учащимся нашей гимназии посетить этот музей.

salavat 3На следующий день мы посетили дома-музеи: Рами Гарипова - нашего национального поэта, и Хариса Юсупова - чемпиона СССР по дзю-до, самбо, национальной борьбе, в деревне Аркаулово.

История деревни началась в 1895 году. Жители занимались всеми видами хозяйства. Выращивали озимую и яровую рожь, картофель. Оброчные доходы получали с рыбных ловель, с базарной площади, сдаваемой в аренду. Занимались и промыслами: две трети населения уходили на заработки в ближайшие заводы для рубки леса, жжения угля. Зимой возили дрова на ближайшие базары заводов и сел. Школа (начальная, затем при советской власти — семилетняя, с 1937 г. — средняя) имеет свои давние и славные традиции. Среди выпускников школы много известных имен, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы. Основная цель нашей поездки – ближе познакомиться с жизнью и творчеством Рами Гарипова, чье имя носит наша гимназия.

Мы вошли в маленький деревянный дом, где нас ожидал экскурсовод. Сначала она разрешила нам осмотреть все экспонаты, а затем подробно рассказала о родителях Рами Гарипова, о том, как Великая Отечественная война повлияла на его жизнь и творчество. Его отец погиб в битве под Сталинградом, и Рами стал первым помощником матери дома. Затем он продолжил обучение в школе – интернате №9 в Уфе, где и начал писать стихи.

Это была незабываемая поездка. Салаватский район-это, наверное, самый красивый уголок нашей республики. Мы познакомились со многими чудесами нашей республики: Идрисовской пещерой, курортом Янган-тау, источником Кургазак, висячим мостом над Юрюзанью, музеями Салавата Юлаева, Рами Гарипова, Хариса Юсупова. Эта поездка оставила прекрасные впечатления о природе, о людях Салаватского района. Выражаем огромную благодарность администрации гимназии, нашим родителям, воспитателю

Туманшиной Айгуль Талгатовне, классному руководителю Хилажевой Раиле Хайдаровне, сопровождающему родителю Садыкову Рамилю Наилевичу и нашим гостеприимным хозяевам: семье Баевых и Абдуллиных в селе Аркаулово.

Оксана С

Отзыв :

В этой поездке мне больше всего понравился поход в Идрисовскую пещеру. Меня там завораживали пейзажи природы. С высоты все это казалось каким-то сказочным миром! Так же я была шокирована красотой санатория Янган-тау. Столько всего достопримечательностей увидели мы за эти 2 дня! В этой поездке в нас больше поднялся дух патриотизма, мы увидели, насколько красив наш родной Башкортостан, с её прекрасными горами, реками, лесами! Мне очень понравился этот поход, и у меня буря эмоций, которые так просто не передать словами!

Эта поездка нас всех сдружила, мы стали одной семьей и всегда готовы помочь друг другу. Когда мы выехали домой, очень хотелось обратно вернуть эти выходные. Надеюсь, на следующий год мы устроим такую же поездку.

Был походты мин түҙемһеҙләнеп көттөм. Сөнки быға тиклем Салауат районын күргәнем юҡ ине.

Ул шул тиклем матур. Тәбиғәте иҫ киткес: тауҙары бейек, урмандары ҡуйы, ауылдары таҙа. Иң беренсе беҙ Иҙрис мәмерйәһена барҙыҡ. Тарих биттәренә күҙ һалһаң, унда борон С.Юлаев йәшәгән. Шуғалыр, мин һәр ваҡиғаны иҫләп ҡалырға һәм фотоға төшөрөп ҡалырға тырыштым. Мәмерйә бейек тауҙа урынлашҡан. Ләкин беҙ менергә йыбанып торманыҡ. Һәм иҫтә тороп ҡалһын өсөн, класыбыҙ менән фотоға төштөк. Минең кире киткем килмәне. Был мәмерйә мине үҙенә тартты.

Шулай итеп, теләр-теләмәҫ кенә үҙебеҙҙең синыфташыбыҙ, Алһыуҙың, йортона юлландыҡ. Тәмле итеп ашап алғас «Янған-тау» шифаханаһына барырға булдыҡ. Көн насар булһа ла, беҙ «Янған-тау» шифаханаһының һәр бер ерен ҡарап сыҡтыҡ. Ул шул тиклем матур һәм ҙур. Минең, хатта, кире

килгем килде. Шунан беҙ музейҙар буйлап йөрөнөк. Тәүҙә С.Юлаевтың музейын, унан Р.Ғариповтың йорт музейына һәм көрәшсе Хәрис Йосопов музейына күҙ һалдыҡ. Экскурсияны алып барыусылар бик яҡшы, аңлайышлы һөйләне. Мин уҙемә бик күп мәғлүмәт алдым.

Беҙ Салауат районында ике көн булдыҡ. 14 май көнө рәхәтләнеп мунса төштөк, шашлыҡ ашаныҡ, төрлө уйындар уйнаныҡ һәм дискотека ойошторҙоҡ. Былар барыһы ла күңелде күтәрҙе.

15 май ҡайтҡы килмәне. Ләкин теләр-теләмәҫ юлға сыҡтыҡ. Ҡайтышлай Ҡорғаҙаҡ шишмәһенә туҡтаныҡ. Уның һыу шул тиклем тәмле! Шуға мин Ҡорғаҙаҡ һыуын алып ҡайттым.

Миңә бөтә экскурсия оҡшаны. Тик иң оҡшағаны, минең өсөн «Янған-тау» шифаханаһы булды.